РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)
МОСКОВСКАЯ ЕПАРХИЯ
ВИКАРИАТСТВО НОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ Г. МОСКВЫ
ИЛЬИНСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ

Храм святителя Тихона патриарха всероссийского 
в Московском г.Москвы

Чьей будет Россия через сто лет?

Есть очень большая доля вероятности, что будущие поколения России не будут жить в своей стране. Об этом хорошо знает лишь узкий круг специалистов, однако протоиерей Александр Ильяшенко уверен, что всем россиянам не мешало бы ознакомится с данными науки демографии. Пока еще можно что-то изменить.
Чьей будет Россия через сто лет?
Картинка с сайта topwar.ru

Наука демография

Есть такая увлекательная наука демография. К сожалению, в школе этой науки касаются очень поверхностно, если вообще касаются. В высшей школе занимаются уже более специализированными темами, поэтому с демографией связан достаточно узкий круг специалистов, который разбирается в том, как производить сложнейшие демографические расчеты. Но все-таки представлять, что такое демография, не вдаваясь в тонкие вопросы, мне кажется, можно и нужно.

Протоиерей Александр Ильяшенко

Конечно, очень хорошо, когда человек может сам получить некоторые количественные характеристики. Я думаю, многим приходилось слышать, что великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев провел анализ первой Всероссийской переписи населения и выдал прогноз прироста населения в России. Согласно его расчетам, в 2052 году в Российской империи должно было быть 1 миллиард 282 миллиона человек, это в 10 раз больше народу, чем в его время. То есть если бы развитие России следовало представлениям ученого, то сейчас в России должно было жить около 750 миллионов людей.

Я сам стал это анализировать и понял, как мне самому получать эти цифры. Это не очень сложно. Я пытаюсь сейчас написать статью, в которой излагаю, как этим умением пользоваться, и какие результаты мы получим, если овладеем инструментом, который позволяет свободно исследовать демографические процессы, причем подчас даже умозрительные.

Пусть этого никогда не будет, но, заметьте, если вы знаете, что по прогнозам в нашей стране должно сейчас жить около 750 миллионов человек, а реально живет только 143 миллиона, пусть многие республики и части империи отпали, стоит задуматься. В разы меньше, чем могло бы быть.

Я провел интересные расчеты. Оказывается, в африканской стране Уганда в настоящее время проживает 33 миллиона человек, совсем немного, обыкновенная страна где-то в центральной Африке, про которую я мало что знаю. Рождаемость в этой стране такая же, как в России во времена Дмитрия Ивановича Менделеева – без малого 50 человек на тысячу. Вообще, такие данные полезно переводить в реальные числа, чтобы можно было их наглядно представить.

Итак. Женщин примерно половина, значит, 50 ребятишек на 500 женщин, один ребеночек на 10 женщин. Но женщины детородного возраста составляют опять же примерно половину – получается 1 ребенок на 5 женщин. Следовательно, когда вы идете по улице, у вас в поле вашего зрения постоянно должны быть или мамочки, которые ждут ребятишек, или мамочки с колясочками. То есть каждая пятая молодая женщина должна иметь ребенка.

Когда я об этом задумался, я посмотрел в вагоне метро по сторонам. Беременных женщин и с малышами я не увидел, зато увидел двух негритянок. Вот наша реальность. В России тогда рождалось 49 ребятишек на тысячу, а в современной России – 12 ребятишек на тысячу. Рождаемость упала в четыре раза.

В царской России была очень высокая смертность, составляла 34 человека на тысячу – это очень много. Сейчас в современной России 16 человек на тысячу. А в современной республике Уганда 12 человек, меньше, чем у нас. Давайте посчитаем, сколько человек будет в Уганде через 100 лет. Оказывается, 1 миллиард 200 миллионов с хвостиком.

Сколько в нашей славной стране будет через 100 лет? Тоже можем сосчитать – 87 миллионов. В 12 раз меньше. Значит, население Уганды будет более чем на миллиард превосходить численность населения России. Имеет ли в таких условиях наша страна надежду на продолжение своей истории? Куда денутся эти африканские сотни миллионов, миллиарды человек?

Мне могут справедливо возразить, что 100 лет – срок большой, и за это время многое переменится. Да, конечно. В Уганде будет, может быть, меньше, чем миллиард. Но, во-первых, Уганда – не единственная африканская страна. А, во-вторых, пусть будет не миллиард, пусть в два, в три раза меньше, это все равно многократно больше, чем 80 млн, о которых мы говорим.

Надо понимать, что демографические изменения – очень инерционны: резко сократить рождаемость невозможно, чтобы добиться такой бесчеловечной цели надо применить страшное насилие – или нужно бомбить народ, или поливать дустом, чтобы люди перестали иметь детей.

Когда сравняется население наших стран – России и Уганды? Оказывается, тоже можно посчитать, примерно через 36 лет будет 120 миллионов и в той, и в другой стране, только численность Уганды будет со временем стремительно возрастать, а наша медленно падать.

Демографические процессы медленно меняются со временем, настолько медленно, что мы просто их не замечаем. Для того чтобы это почувствовать, нужно самому проводить расчеты. Тот, кто меня читает, может быть, мне поверит, может быть, не поверит, но, скорее всего, все равно не предаст значения. Даже если бы это был не какой-то рядовой священник, а известный академик. Вот, ведь великий Дмитрий Иванович Менделеев дал свой обоснованный прогноз, все равно все благополучно забыли.

Но чтобы этого не произошло, надо постоянно напоминать, а лучше всего, внести в школьную программу, чтобы уже со школьной скамьи люди понимали, какая грозная опасность надвигается на нас всех.

Фото с сайта mostevent.ru

Фото с сайта mostevent.ru

Наше исторические будущее

Но если серьезно посмотреть на эту проблему, то получается страшная картина. Численность Уганды за 100 лет возрастет в 36 раз. Численность какой-нибудь страны Руанды в 20 раз. Растет население Бразилии, растет население других латиноамериканских стран, растет население Пакистана, Индии. Причем Индия как-то находится в тени Китая, а прирост населения в ней выше, чем в Китае, очень скоро индийцы обгонят китайцев по численности населения.

Индия выходит на уровень, сравнимый с развитыми научно-промышленными странами. Когда такое количество населения, страна может тратить деньги и на науку, и на развитие техники, и на развитие промышленности. Пусть на душу населения приходится не так много, но зато в абсолютных величинах финансирование может быть достаточно большим. Значит, скоро они обойдут и нас, и другие страны. Сможем ли мы выдержать такой натиск извне? Когда у нас огромная пустая территория, населенная преимущественно пожилыми людьми, которые в молодости не хотели иметь детей, молодежи практически нет. Сможет ли такая страна удержать свою территорию от напора этих молодых, энергичных людей, которым просто негде жить?

Речь идет о нашем историческом будущем. Еще раз подчеркиваю, что проблему никто, кроме узкого круга специалистов, не видит, потому что на наш век, якобы, хватит. Но, как говорили в советское время, что нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме, так есть очень большая доля вероятности, что будущие поколения не будут жить в своей стране.

Как страна изменится, никто не знает, но русский народ как основной носитель культуры и русского менталитета будет представлять здесь меньшинство, которое не будет определять жизнь и развитие страны.

Уголовный закон признает не родившегося ребенка как личность, а Гражданский закон не признает

Если говорить об абортах, то нужно понять, что те несчастные женщины (мужчины, которые дают согласие на аборты, или покидают женщину, когда она ждет ребенка – это вообще позор и предательство) сами куют свою беду. Известно, что на несчастье другого свое счастье не построишь. Даже в такой долгосрочной исторической перспективе это совершенно очевидно.

Ходит миф, что ребенок – это часть женского тела, и что она вправе им распоряжаться, как хочет. Очень интересный подход. Если его принять, то мужчина, значит, совсем ни при чем, и прав, бросая женщину одну разрешать проблему? Это совершенно недостойное отношение поддерживается, чтобы уйти от ответственности, это, мол, часть твоего тела, а мое дело сторона. Как часть женского тела, когда отец ребенка тоже непосредственное участие принимал? Как так можно? Но это очень прочно внедрилось в сознание.

Могу подчеркнуть этот факт с несколько неожиданной стороны: в отечественном Уголовном законодательстве есть 105-я статья, пункт 1 – однократное убийство, наказание такое-то, а есть пункт 2 – неоднократное убийство, убийство по сговору и перечисляются отягчающие обстоятельства, в том числе, убийство беременной женщины. Значит, Уголовный закон признает не родившегося ребенка как личность, а Гражданский закон не признает. Поэтому если на твою беду женщина не успела сделать аборт, а ты ее прикончил, значит, ты получишь по полной программе, а если успела сделать аборт, значит, участь убийцы будет гораздо легче.

От идеализма к реализму

Мне кажется, что только призывать прекратить делать аборты, это некий идеализм. Я, конечно, за то, чтобы в нашем народе была преодолен этот страшный грех. Но, надо понимать, что эта проблема комплексная. Вот, пожалуйста, простая логическая цепочка. Предположим, что, слава Богу, наша пропаганда достигла цели, и аборты перестали делать. Абортов делается, по разным оценкам, около двух миллионов в год. Это означает, что ежегодно в нашей стране будет появляться на свет дополнительно два миллиона младенцев. Это, конечно, можно только приветствовать.

Но мы не должны быть идеалистами, а должны быть практиками. По существующему законодательству до 18 лет молодой человек считается иждивенцем, он имеет право не работать, значит, давайте смело умножим 2 миллиона на 18 лет, получим 36 миллионов людей-иждивенцев на ближайшие 18 лет. Страна способна их накормить? Она может их расселить? Она может дать им медицинское обслуживание, образование? Она может дать им работу и все, что необходимо для их полноценной жизни? Или она безответственно призывает прекратить делать аборты и бросает родителей в нищету? Потому что где они будут жить, где они будут детей воспитывать, как они будут зарабатывать деньги на жизнь, кто будет им помогать, если все станут многодетными?

Борьба с абортами – это проблема комплексная. Весь народ, весь государственный аппарат должны понять, что это задача исключительно трудная. Исключительно. Вывести страну из кризиса гораздо труднее, чем ввергнуть страну в кризис, так же, как в любом деле. Мы сами должны думать, как находить выход из этой всенародной беды – или мы сходим с исторической арены как национальность общность, даже если на какое-то короткое время рождаемость и скакнёт вверх.

Но когда люди поймут, что ничего реального им не предлагается, работы нет, жилья нет, всего необходимого нет, то они точно так же будут продолжать делать аборты, или наука еще что-нибудь изобретет, а народ будет продолжать вымирать.

Конечно, надо бороться с абортами. Женщины, которые их совершают, потом мучаются угрызениями совести и тяжело страдают многие годы, об этом я могу свидетельствовать по опыту общения с женщинами, когда-то сделавшими аборт.

Недавно получил письмо от одной женщины:

«Двадцать пять лет назад я сделала аборт. Меня убедили врачи, так как я тогда лечилась от одного тяжелого заболевания, и возможно, это лечение могло отразиться на здоровье будущего ребенка. Аборт сделали на раннем сроке, и я забыла об этом. Никогда не думала о том ребенке, как о реальном человеке. Потом я стала ходить в церковь, покаялась в этом грехе, но, честно, не считала, что совершила реальное убийство. И вот какое-то время назад я стала просыпаться по ночам от детского плача. У нас в доме нет маленьких детей. Крики «Мама, мама!» я слышала каждую ночь. Не сразу я поняла, кто меня зовет… Душа моего малыша жива… Спустя 25 лет я осознала, что я наделала… Потом уже в интернете я прочитала, что очень многие женщины, особенно в пожилом возрасте, слышат голоса своих убитых абортом детей… Не знаю, смогу ли я отмолить себя, мужа и душу моего малыша… Мне очень больно и страшно…»

В интернете на эту тему много примеров или безмерного горя, или, наоборот, радости, что человек нашел в себе силы преодолеть это страшное искушение и вышел из трудного положения, в котором он оказался, дав жизнь новому человеку.

Фото: msktambov.ru

Фото: msktambov.ru

Нравственный закон должен быть на первом месте

Поэтому, мне кажется, что почувствовать демографические проблемы очень важно для каждого человека, способного свободно, масштабно и творчески мыслить. Это проблема всего народа, это нельзя сваливать на кого-то, кто волею судеб стоит у вершины власти. Он, что ли, за всех должен детей рожать?

Как в нашей стране, которая испытывает экономический кризис, наладить жизнь так, чтобы действительно с любовью и реальной поддержкой принимать эти два миллиона ребятишек, которые должны появляться в нашей стране дополнительно каждый год, чтобы это не была какая-то оторванная от жизни пропаганда?

Это вопрос нравственный. Он связан, конечно, с материальной сферой, но, как оказывается, материальная сфера не является определяющей. Важно отметить, что на рождение детей материальное изобилие влияет совсем не так сильно, как можно было бы подумать. На Западе в ряде стран прирост населения ничтожный, хотя они живут очень богато. Если нравственный закон встанет на первое место, то как Спаситель говорил: «Ищите Царства Небесного, а все остальное приложится вам», тогда найдутся и решения, и условия, и возможности решать эти труднейшие задачи, которые сейчас кажутся неразрешимыми.

Хочется еще раз подчеркнуть, что это всенародная проблема, которую можно решать только общим напряжением всех сил – и интеллектуальных, и нравственных, и экономических, и физических. Но капитализм нагло и победно шагает по планете. В нашей стране, как, впрочем, и во всем мире страсть к наживе объявлена добродетелью. Общество, влекомое ослепленными алчностью сильными мира сего, готовыми растоптать тех, кто становится на их пути, движется к пропасти. Как говорилось в народе «злато, злато, сколько от тебя зла-то».

Этот узел проблем решать нашему поколению, потому что если мы его не решим, решать будет уже некому.

Подготовила Тамара Амелина


Вернуться к списку новостей

Вопросы священнику


Наверх