Храм в честь
святителя Тихона,
Патриарха Всероссийского,
в городе Московском
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Епархия города Москвы
Ильинское благочиние

Сретение Господне

Через сорок дней после рождения Богомладенца Иисуса принесли в Иерусалимский храм для посвящения Его Богу в соответствии с законом Моисея: "Освяти Мне каждого первенца (мужеского полу) перворожденного, разверзающого ложесна", (Исход, глава 13, 2); а также: "Отдавай Мне первенца из сынов твоих", (Исход, глава 22, 29).
Родители принесли в жертву двух горлиц. Богородица передала драгоценное Дитя в руки архиерея, а затем опять же по Моисееву закону выкупила Его за пять священных сиклей.

В то время жил Святой Праведный Симеон, ученый муж, переводивший некоторые части Священного Писания с еврейского на греческий язык. Слова пророка Исаии "Дева во чреве приимет" вызвали у него сомнение в логичности такого утверждения, и он хотел изменить текст на "молодая женщина", но по внушению свыше не мог этого сделать. Ему было открыто Святым Духом, что он не умрет до тех пор, пока не увидит явления Мессии, прореченного в Ветхом Завете. В одном из древних преданий рассказывается, как святой праведник для окончательного устранения сомнений бросил свой перстень в реку с пожеланием  его возвращения с целью подтверждения правоты. Через день он купил рыбу и в ее чреве обнаружил свой перстень.

Святой праведный давно ожидал пришествия мессии, ибо хорошо усвоил слова "Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов", (Бытие, глава 49, 10). И еще: "Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится [народ] и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения", (Книга пророка Даниила, глава 9, 24 - 26).

Дух Святой привел праведника в Иерусалимский храм и подтвердил ему первое пришествие Господа. Симеон с благоговейным трепетом принял Богомладенца на руки и произнес: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля", (От Луки святое благовествование,  глава 2, 29 - 32).

В своей проповеди на богослужении священник Илия Соловьев сказал, что святой праведник ожидал грядущее пришествие Мессии в блеске Божией и человеческой славы, при громе и молнии, однако увидел только Младенца, принесенного скромной супружеской Четой. Но он не был бы пророком, осененным Божиим Духом, сразу же понявшим Божью Мудрость происшедшего события. Господь не подтверждает свои действия эффектами: "Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему...", (От Матфея святое благовествование, глава 12, 39). Внешне буднично совершались крестные страдания Спасителя, даже Воскресение было настолько малозаметным, что фарисеи воспользовались этим и фальсифицировали его. В то же время такое страшное явление, как смерть Богочеловека, потрясло всю землю. По пророчеству Христа так же необычным, страшным для грешников и ожидаемым для праведников, будет второе пришествие Господа.

При событии Сретения присутствовала святая пророчица Анна, которая стала благовествовать Явление Богочеловека людям.

По преданию Симеона убили во время допроса о нахождении Иисуса при избиении вифлеемских младенцев, когда опьяненные невинной кровью воины губили и детей и праведных святых.Преступный Ирод не позволил даже похоронить праведника. Мощи его позднее были обретены и сейчас находятся в городе Загорье Хорватии.

При Юстиниане в Византии VI века в октябре начался сильнейший мор, при котором ежедневно умирали тысячи людей, и одновременно в Антиохии произошло землетрясение, разрушившее дома, храмы и крупные сооружения  и погубившее множество жителей. Только тогда, когда второго  февраля день Сретения Господня был учрежден в качестве Господского праздника с соответствующими богослужениями, бедствия сразу же прекратились. 

Праздник Сретения Господня символизирует встречу Ветхого и Нового Завета. Произошел переход одной эпохи в другую. Этот переход оказался  очень болезненным для всего человечества, Иисус говорит: "Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее. Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника", (От Матфея святое благовествование, глава 10, 34 - 41).

В день Сретения Иисус встретился со Святой Церковью, которая стала источником христианства, для которой Господь стал Иереем: "Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека", (Псалом 109, 4); "Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; как и в другом [месте] говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека", (Послание к Евреям святого апостола Павла, глава 5, 5 - 6).

Святая Церковь явилась каналом связи, обеспечивающим через церковные таинства, обряды, святые молитвы связь между Богом и человеком. Очень важно, чтобы эта связь была вечной до скончания веков и чтобы проходящая Святая информация не иссякла ни на секунду. Священник Илия Соловьев отметил наличие фарисейской религиозности по отношению к Святой Вере. Фарисеи, формально выполняющие закон Моисея, предписывающий превыше всего возлюбить Господа, дерзнули унизить, подвергнуть страшным физическим истязаниям и, наконец, убить Богочеловека. В наше время некий лжепатриарх дерзнул надругаться над Божией заповедью "не убий". Некий орловский либерал дерзнул надругаться над матерью Родиной, надругавшись над Божией заповедью "почитай отца твоего и мать твою"...

В нашем храме всенощное бдение накануне и Божественную Литургию в день праздника совершали священники иереи Илия Соловьев, Сергий Воскресенский и Серафим Усынин.
 

  • 2015.02.15.0693
  • 2015.02.15.0694
  • 2015.02.15.0697
  • 2015.02.15.0701
  • 2015.02.15.0702
  • 2015.02.15.0703
  • 2015.02.15.0704
  • 2015.02.15.0707
  • 2015.02.15.0738
  • 2015.02.15.0742
  • 2015.02.15.0747
  • 2015.02.15.0779